Флогистон

Один из элементов парифатской периодической системы, газ, содержащийся в атмосфере (процентное содержание неизвестно). Некоторые растения и животные выделяют его из воздуха – и благодаря этому летают. Ибо его вес отрицателен. Все вещества падают вниз – флогистон падает вверх. Если хочешь взвесить чистый флогистон, запасись специальными весами – ибо на обычных весах флогистон не удержится, но воспарит ввысь.

Флогистон – идеальный наполнитель для летательных аппаратов легче воздуха. Он инертный, негорючий, и с его помощью можно подняться хоть в космическое пространство. Наполненный флогистоном баллон будет неудержимо рваться вверх и вверх, пока не окажется за пределами атмосферы (хотя что будет с ним в невесомости — пока точно неизвестно, такого рода эксперименты ещё не проводились). Поскольку вес флогистона отрицателен, объём баллона в данном случае некритичен. Если бы удалось в достаточном количестве закачать в некую ёмкость сжатый флогистон, её можно было бы надеть на спину на манер акваланга и взлететь — а для приземления просто стравить небольшую часть. А если удастся достичь идеального баланса, можно будет плавать в воздухе, как в воде… К сожалению, проверить на практике эту теоретическую разработку Эйхгорн не успел (хотя разработал более классический аэростат на флогистоне, эйхгорньер), как и разобраться толком с его химическими свойствами. Можно ли как-то сделать флогистон жидким? Какая у него температура конденсации? Останется ли он под сильным давлением просто сжатым или станет сжиженным? Всё это пока остаётся неизвестным.

Физические свойства этого газа делают его бесценным сокровищем, но парифатская промышленность этого пока что не прочухала. Флогистон здесь используют так же бездарно, как на средневековой Земле – нефть. Игрушки, увеселения, прихоти богатых аристократов… Связано это в основном с тем, что добывается флогистон не так-то просто. Выделять его из атмосферы местные химики еще не умеют. Основной метод получения флогистона — флора. Некоторые парифатские растения естественным образом абсорбируют флогистон из атмосферы и накапливают в своих тканях, приобретая таким образом совершенно волшебную легкость. Иные из них в результате вырастают до невообразимых размеров (например, лахмедан), а другие и вовсе могут летать. Увы, подобная флора не так уж широко распространена. Самые богатые заросли – это Алатус, летающий континент. Вот на нём с флогистоном проблем нет, и он довольно широко применяется в быту (в том числе для постройки воздушных судов, т. н. кораблетов).