Нбойлех

Великий халифат Нбойлех — государство на северо-западе Сурении. Большая часть нбойлехцев проживает на морских берегах – их государство расположено на огромном, вытянутом к северу полуострове, большую часть которого занимают пески. Кое-где пустыню пересекают караванные тропы, но их всего ничего. Обычно грузы и людей перевозят водой – это проще и быстрее, чем тащиться по бесплодным дюнам, к тому же населённым тысяченогами.

Основное население — люди светлой расы. Светло-ореховая кожа, миндалевидные глаза, чуть выпяченные губы, почти поголовно брюнеты.

Ибудун

Столица. Раскинувшийся на просторе, Ибудун может поспорить поспорить с земными городами-миллионерами. Не с такими, понятно, гигантами, как Москва или Санкт-Петербург, но с Казанью или Челябинском – вполне. Вырос в нескольких километрах к северу от портала.

Крепостная стена добрых двадцати метров высотой, возведенная из огромных глыб. Эта коричневая громада охватывает город полукругом – от берега до берега. Широченные ворота с толстыми стражниками. Верховые, скот и гужевой транспорт двигались через большие ворота, проходя таможенный досмотр. Для пеших же имелась отдельная калитка, и таможня их не трогала. Одни просто показывали пропуска, другие платили пошлину.

Архитектура хотя и имеет некоторые арабско-персидские черты, разительно отличается от земной. Здания в форме вытянутых полушарий, бесчисленные балкончики, на которых едва помещается один человек, шестиугольные окна-соты и полное отсутствие наружных дверей. Дверные проемы есть, дверей нет. Только легкие газовые занавески. Дело в том, что дома в Ибудуне многоквартирные, и в «подъезд» действительно может войти любой желающий, но вот дальше начинаются вполне нормальные двери, запертые на замки.

Большая часть зданий невысока, в три-четыре этажа, но есть и семи-, и десятиэтажные, есть даже настоящий небоскрёб в двадцать шесть этажей. Такие высотки возводятся волшебниками из Ферраменга, и в них функционируют волшебные лифты, очень похожие на земные, только без дверей и кнопок (их заменяет плошка с жидкостью, которой нужно брызнуть на пол, чтобы вызвать кабину; остальное управление — голосовое). Очень много храмов Херема.

Центр города — дворец, настоящая крепость, закованная в каменную скорлупу. Громадный купол виднелся отовсюду – из любого окна, с любой улицы. Великий халиф Нбойлеха явно не поскупился, возводя свою резиденцию.

Сам же город делится на ремесленные кварталы, и у каждого свой неповторимый аромат. Квартал кузнецов дымит, коптит и оглушительно громыхает. В квартале мясников стоит удушливый запах крови. Квартал кожевников смердит ещё хуже. В квартале угольщиков ощутимо требуется противогаз. В квартале винокуров можно было захмелеть, просто глубоко дыша. Ближе к центру воздух становится почище. Там располажились кварталы ткачей, стеклодувов, ювелиров, парфюмеров. А между халифским дворцом и гаванью развернулся огромный купеческий квартал. Здесь обитала и знать – впрочем, в Нбойлехе между дворянами и купцами разницы почти что нет. Всякий почтенный человек имеет свой бизнес – держит лавки или мастерские, водит караваны или торговые суда…

Именно купеческий квартал — настоящее ядро, сердце Ибудуна. Здесь есть улицы побогаче и победнее, но главная — Старый Кишлак. Именно отсюда начался Ибудун. В глубокой древности это место было именно кишлаком – селением, в котором зимовали бедуины. Но со временем его жители перешли к оседлому образу жизни, освоили мореходство, стали торговать с соседями, построили настоящий город, окружили его стенами, завели себе эмира, а потом прибрали к рукам весь полуостров и стали великим халифатом. Именно в Старом Кишлаке расположены все пять магических лавок Ибудуна: «Лавочка дядюшки Ук-Джо», «Особые ценности», «Чародейный уголок», «Умные вещи» и «Зелья Гиракессы».

Рядом со Старым Кишлаком расположена улица Невольничья, совсем короткий тупичок, который служит рынком рабов.

Социальная организация и административное управление

Разделённый на тридцать шесть провинций, во главе каждой из которых стоит эмир-наместник, халифат обладает сложной административной системой. Тут есть разветвлённые ведомства со множеством сотрудников – военное, судебное, финансовое. В каждом городе сидят эмир, мурза, кади и прочие вельможи, подчиняющиеся халифу в соответствии со строгой вертикалью власти.

Население делится на пять категорий. Знать, горожан, феллахов, бедуинов и рабов. Их права и обязанности разграничиваются очень четко. Например, торговлей могут заниматься только знать и горожане. Феллахи имеют право посещать города, но не жить в них. Бедуинам запрещено даже приближаться к городским стенам. Рабы — живое имуществом, но за убийство или телесное повреждение раба следует такое же наказание, что и за свободного. Дурно с ними обращаться тоже запрещено. Тяжёлым трудом их не изнуряют — для этого есть феллахи; рабы стоят дорого, поэтому их ценят и используют в основном как домашнюю прислугу.

А освобождённый раб не становится вольным человеком – юридически он остаётся таким же рабом, просто теперь принадлежит самому себе. В целом его положение от этого только ухудшается – он не может устроиться на работу, не может купить или снять жилье, даже владеть никаким имуществом.

Немногим лучше живут бедуины. Ведущие полуцыганское существование, они населяют в основном земли рядом с пустыней и бесплодное восточное побережье. Земледелием не занимаются, только скотоводством. Кроме того, бедуины часто становятся наёмниками или сбиваются в разбойничьи ватаги. Фактически они составляют государство в государстве, почти не подчиняясь законам халифа.

И халифа это вполне устраивает. От бедуинов была бы уйма хлопот, если бы не делились на четыре враждующих племени, которые большую часть времени тупо резали друг друга. Умело стравливая их между собой, халиф легко контролирует этих воинов пустыни. Три четверти нбойлехского войска состоит именно из бедуинов – они отлично сражаются и бесстрашно идут на смерть.

Экономика

Курс валюты Нбойлеха на 1514 год: туман – 1325 хлебов, денгар – 132.5 хлеба, грамен – 13.25 хлебов.

В Нбойлехе есть цех инженеров – немногочисленный, крепко спаянный и не допускающий в свои ряды посторонних. Иностранный инженер имеет шансы получить работу лишь если он знаменит.

Производство и торговля алкоголем в Нбойлехе полностью в руках небольшой группы винокуров, среди которых аж зять халифа. Только у этой клики есть высочайшее соизволение спаивать народ. А если у тебя этого соизволения не имеется… что ж, ты тоже имеешь полное право варить и продавать спиртное. Только вот пошлина возрастает до такой людоедской величины, что ни о какой прибыли и речи нет.

Культура и традиции

Херемианская страна. Надо заметить, что херемианство, как и севигизм, рабство не одобряет. В Ктаве присутствует фраза «да будет проклят тот, кто сделал ближнего своим рабом», но это относится только к обращению в рабство, а не к владению рабами. Поэтому в Нбойлехе, а также во многих других странах рабов спокойно покупают и продают – а как именно они стали рабами, спрашивать не принято. Однако торговать сородичами в Нбойлехе считается зазорным. Так что все до единого здесь невольники прибыли из-за рубежа. Одних обратили в рабство за какие-то преступления, другие продались в него сами за долги, третьих просто взяли в полон – ох уж эти мерзкие разбойники, житья от них нет честным людям! Но раз эти негодяи все равно уже сделали человека рабом – не освобождать же его теперь, верно? Видно, такую уж судьбу ему положили боги.

Большинство носит халаты или бурнусы, на голове – куфии или тюбетейки. Талию многие обворачивают широким шелковым поясом с золотыми или серебряными кистями. На ногах сандалии или чувяки с острыми носами. Почти все женщины прикрывают лица вуалями. Правда, очень тонкими, совершенно прозрачными. Делалось это не для того, чтобы прятать лицо, а чтобы защищать его. Палящее солнце, песчаные бури, горячий ветер, насекомые… всё это скверно влияет на нежную кожу.

В Нбойлехе чаевые почитают за личную обиду. Если, мол, понравилось, так ты лучше снова приходи покушать и всем друзьям посоветуй, а подачек нам не надо.

Спят на циновках, кровати здесь не в моде.

Науки

Науки в Нбойлехе делятся на три группы. Мудрые, практические и естественные.

К мудрым относятся история, каллиграфия, богословие, стихосложение и астрономия с астрологией. Всякого рода отвлеченные знания, слабо применимые на практике. В Ибудуне долгое время жил выдающийся астроном (по совместительству астролог) Ках-Ур Местермегази.

К практическим относятся этика, политология, экономика и прочие науки, изучающие отношения между людьми. Ими занимаются вельможи.

Естественные науки – математика, география, медицина, архитектура, инженерное дело и музыка. Они считаются самыми низкими, знать ими брезгует, но и обойтись без них не может. Где-то здесь же притулилась и магия. Под инженерами на Парифате понимают в первую очередь строителей различных сооружений. Военные инженеры строят тараны, баллисты и катапульты, гражданские – мосты, дороги и каналы.

Прочее

Есть книга некоего Жуаля Гетуорре «Путешествие в Нбойлех». Написавший её путешественник прожил четыре года на западном побережье Нбойлеха и оставил подробное описание его обычаев, а особенно – города Ибудун. Географические, исторические и культурологические сведения то и дело перемежаются размышлениями на отвлечённые темы и жалобами по поводу скверного климата, однако книжица всё равно содержит немало полезного. Любопытно, что институт рабства в ней ни разу не упомянут.